Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад №4 «Ромашка» города Белёва Тульской области (далее- образовательная организация)
осуществляет деятельность по образовательной программе дошкольного образования
образовательной организации, разработанной на основе ФГОС ДО и федеральной
образовательной программы дошкольного образования.
Учебный план отражает количественное соотношение занятий, в рамках которых
реализуется обязательная часть образовательной программы дошкольного образования и
часть, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с действующими изменениями и дополнениями).
Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», образовательной программой дошкольного образования ДОУ.
Уставом образовательной организации;
Образовательной программой дошкольного образования образовательной
организации (утвержденной приказом по МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» от
24.08.2023 г. №41)
Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
СанПиН
2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации общественного питания населения»
Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №28 СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Положением о режиме занятий воспитанников МБДОУ «Детский сад №4
«Ромашка» (приказ по МБДОУ от 25.02.2021 г. № 5).
В группе детей от 1 до 3 лет 1 занятие «Безопасность» чередуются с 3 занятиями
«Познаю себя», 2 занятия в месяц по лепке чередуются с 2 занятиями по аппликации.
В группе детей от 3 до 5 лет 1 раз в месяц проводятся занятия «Познаю себя» в
рамках программы «Познаю себя» (чередуются с окружающим миром). 1 раз в месяц
проводятся занятие «Художественная литература» (чередуется с рисованием).
В учебном плане группы от 4 до 6 лет – занятия по математике запланированы 2
раза в неделю, как и занятия по развитию речи и подготовки к обучению грамоте. 1
занятие в месяц по художественной литературе чередуется с занятием по развитию речи.
В группе от 5 до 7 лет занятие «Познаю себя» чередуется с занятием по
окружающему миру. Занятия Экономика, Информатика, Краеведение, Безопасность
проводятся один раз в месяц и чередуются между собой. Занятия лепка и аппликация
чередуются (2/2). Одно занятие физкультурой планируется на улице.
ДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В ДОУ функционирует 4 группы с дневным 10,5 - часовым режимом пребывания детей:
Группа детей от 1,5 до 3 лет;
Группа детей от 3 до 5 лет;
Группа детей от 4 до 6 лет;
Группа детей от 5 до 7 лет.
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
Организованные занятия начинаются со 01.09.2023 года и заканчиваются
31.05.2024 года. Во время летних каникул проводятся занятия только эстетическиоздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям.
Для детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет длительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Допускается
осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей
от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей
от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного составляет для детей от:
1,5 до 3 лет – 20 минут
3 до 4 лет – 30 минут
4 до 5 лет – 40 минут
5 до 6 лет – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия во второй половине дня
6 до 7 лет – 90 минут
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки в младшей и
средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей группе 50 минут
и 75 минут при организации 1 занятия во второй половине дня, в подготовительной - 90
минут. В середине занятий проводится гимнастика не менее 2 минут. Перерывы между
занятиями не менее 10 минут.
Разновозрастные группы делятся на подгруппы в соответствии с возрастом:
- группа детей от 1,5 до 3 лет (подгруппа от 1,5 до 2
подгруппа от 2 до 3 лет);
- группа детей от 3 до 5 лет (подгруппа от 3 до 4 лет,
подгруппа от 4 до 5 лет);
- группа детей от 4 до 6 лет (подгруппа от 4 до 5 лет
подгруппа от 5 до 6 лет);
- группа детей от 5 до 7 лет (подгруппа от 5 до 6 лет
подгруппа от 6 до 7 лет).
В разновозрастных группах время занятий разнится: занятия начинаются в одно и
тоже время, но заканчиваются в каждой подгруппе в соответствии с требованиями
СанПиН.
Учебный год составляет 36 недель.
Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность) по всем
направлениям развития составляет:
Группа детей от 1,5
до 3 лет
10
Группа детей от 3
до 5 лет
подгруппа
3-4
4-5
10
10
Группа детей от 4
до 6 лет
подгруппа
4-5
5-6
12
12
Группа детей от 5 до
7 лет
Подгруппа
5-6
6-7
14
14
Учебный план
Организованная образовательная деятельность
Группа детей
от 1,5 до 3 лет
Группа детей
от 3 до 5 лет
подгруппа
3-4
4-5
Группа детей
от 4 до 6 лет
подгруппа
4-5
5-6
Группа детей
от 5 до 7 лет
подгруппа
5-6
6-7
Обязательная часть
Познавательное развитие
Математика
Сенсорное развитие
Окружающий мир
Экономика
Информатика
1
1
1
1
2
2
2
2
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,25
0,25
0,75
0,25
0,25
1,75
1,75
2
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5
0,25
0,25
0,5
Речевое развитие
Развитие речи и
подготовка к
обучению грамоте
Развитие речи
1
Безопасность
0,25
Познаю себя
Краеведение
Риторика
0,75
1
1
Социально – коммуникативное развитие
0,25
0,25
0,25
Художественно – эстетическое развитие
Художественная
литература
Рисование
Аппликация
Лепка
Музыка
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5
0,5
1
0,75
0,75
1
1
1
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
0,5
0,5
2
Физическое развитие
Физкультура
2
3
3
3
3
3
3
Объем
образовательной
нагрузки в неделю
10
10
10
12
12
14
14
Планирование физкультурно – оздоровительных досугов
Форма проведения
мероприятия
Физкультурный досуг
День здоровья
Физкультурные досуги и
праздники
Физкультурные досуги
День здоровья
Физкультурные досуги и
праздники
Физкультурные досуги
День здоровья
Туристические прогулки и
экскурсии
Физкультурные досуги и
праздники
Физкультурные досуги
День здоровья
Туристические прогулки и
экскурсии
Базовый вид
деятельности
Утренняя
гимнастика
Периодичность
Продолжительность
3 – 4 года
1 раз в месяц (вторая
половина дня)
1 раз в квартал
4 – 5 лет
2 раза в год
20- 25 минут
Не более 1 – 1,5 часов
1 раз в месяц (вторая
половина дня)
1 раз в 3 месяца
5 – 6 лет
2 раза в год
20- 25 минут
Не более 1,5 часов
1 раз в месяц (вторая
половина дня)
1 раз в квартал
30- 40 минут
Не более 1,5-2 часов
6-7 лет
2 раза в год
Не более 1,5 часов
1 раз в месяц (вторая
половина дня)
1 раз в квартал
40- 45 минут
Не более 1,5-2 часов
Группа детей
от 1 до 3 лет
Группа детей от 3 Группа детей от
Группа детей
до 5 лет
4 до 6 лет
от 5 до 7 лет
подгруппа
подгруппа
подгруппа
3-4
4-5
4-5
5-6
5-6
6-7
Оздоровительная деятельность в ходе режимных моментов
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Комплексы
закаливающих
процедур
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Гигиенические
процедуры
Дежурства
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Прогулки
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Самостоятельная
деятельность в
уголках развития
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Образование детей происходит как в организованных формах, когда требуется
активное руководство со стороны взрослого, так и в процессе живого взаимодействия
педагогов с детьми, во время режимных моментов, свободной интегрированной
совместной и самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями
воспитанников и направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление психического и
физического здоровья дошкольников.
Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
М.В. Корепанова С.А. Козлова, О.В. Пронина Моя математика. Методические
рекомендации к образовательной программе познавательного раз вития детей
дошкольного возраста). - М.: Баласс, 2015. – 96 с.
С.А. Козлова. Математика шаг за шагом. Пособие для детей 4-5 лет в 2 ч. Ч.1.
М.: Баласс, 2018. – 112 с.
С.А. Козлова. Математика шаг за шагом. Пособие для детей 4-5 лет в 2 ч. Ч.2.
М.: Баласс, 2018. – 112 с.
С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, В.Н. Гераськина. Математика шаг за шагом.
Пособие для детей дошкольников. Ч.3. М.: Баласс, 2020. – 80 с.
С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, В.Н. Гераськина. Математика шаг за шагом.
Пособие для детей дошкольников. Ч.4. М.: Баласс, 2020. – 80 с.
Е.В. Колесникова Математика для детей 3 – 4 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010, - 76 с.
Е.В. Колесникова Математика для детей 4 – 5 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010, - 84 с.
Е.В. Колесникова Математика для детей 5 – 6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010, - 76 с.
Е.В. Колесникова Математика для детей 6 – 7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010, - 86 с.
Е.В. Колесникова Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. - М.:
ТЦ Сфера, 2010, - 84 с.
Е.В. Колесникова Я считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. - М.: ТЦ
Сфера, 2010, - 88 с.
Е.В. Колесникова Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - М.: ТЦ
Сфера, 2010, - 78 с.
Е.В. Колесникова Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. - М.: ТЦ
Сфера, 2010, - 82 с.
Е.Е. Кочемасова И.К. Белова, А.А. Вахрушев Здравствуй, мир! Часть 1.
Учебное пособие по познавательному развитию детей 3—4 лет. - М.: Баласс, 2017. –
64 с.
Е.Е. Кочемасова И.К. Белова, А.А. Вахрушев Здравствуй, мир! Часть 1.
Учебное пособие по познавательному развитию детей 3—4 лет. - М.: Баласс, 2017. –
64 с.
А.А. Вахрушев и др. Здравствуй, мир! Методические рекомендации к
образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного
возраста- М.: Баласс, 2013. – 496 с.
Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала (4-7 лет)/ М, Мозаика –
Синтез, 2015.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 1. Овощи, фрукты,
ягоды. - М.: Баласс, 2017. – 64 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 2. Деревья, грибы,
цветы. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 3. Профессии, человечки, схемы, знаки. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 4. Посуда, столовые
приборы. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 4. Посуда, столовые
приборы.- М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 5. Одежда. Обувь. .- М.:
Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 6. Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 7. Дома, улицы,
транспорт. Мебель. Электроприборы. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 8. Продукты питания.М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 9. Рыбы. Насекомые. М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 10. Птицы. .- М.: Баласс,
2016. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Наглядный и
раздаточный материал для дошкольников (карточки). Часть 11. Звери, пресмыкающиеся. - М.: Баласс, 2016. – 48 с.
Е.Е. Кочемасова, А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий для
дошкольников (сюжетные картины). Часть 1.- М.: Баласс, 2010. – 36 с.
Е.Е. Кочемасова, А.А. Вахрушев Комплект наглядных пособий для
дошкольников (сюжетные картины). Часть 2. - М.: Баласс, 2010. – 36 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом.
Пособие для детей 4-5 лет. Часть 1.- М.: Баласс, 2018. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом.
Пособие для детей 4-5 лет. Часть 2.- М.: Баласс, 2018. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом.
Методические рекомендации к пособию для детей 4-5 лет. - М.: Баласс, 2018. – 436
с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом. Для
самых маленьких. Часть 1. (3-4 года)- М.: Баласс, 2019. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом. Часть
3. (5-6 лет)- М.: Баласс, 2019. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом. Часть
4. (5-6 лет)- М.: Баласс, 2019. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом. Часть
5. (6-7 лет)- М.: Баласс, 2019. – 112 с.
А.А. Вахрушев, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова По планете шаг за шагом. Часть
6. (6-7 лет)- М.: Баласс, 2019. – 112 с.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.
- М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у
детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 48 c.
И.В. Маслова. Здравствуй, мир! Для самых маленьких. 2-3 года. - М.: Баласс,
2019. – 96 с.
З.И. Тюмасева. Я человек, ты – человек. Комплект пособий в 2-х частях. Часть
1. - М.: Баласс, 2014. – 64 с.
З.И. Тюмасева. Я человек, ты – человек. Комплект пособий в 2-х частях. Часть
2. - М.: Баласс, 2014. – 64 с.
И.В. Кузнецова. Упражнения для будущих первоклассников (6 – 7(8) лет). –
М.: Баласс, 2020. – 80с.: ил.
М.В. Корепанова, С.Н. Полякова. Проектирование и организация культурных
практик в детском саду. Книга 1 (младшая и средняя группа). – М.: Баласс, 2020. –
336 с.
М.В. Корепанова, С.Н. Полякова. Проектирование и организация культурных
практик в детском саду. Книга 2 (старшая и подготовительная группа). – М.: Баласс,
2020. – 336 с.
Информатика
А.В. Горячев, Н.В. Ключ Всё по полочкам. Учебное пособие по познавательному развитию детей 5-7(8) лет. - М.: Баласс, 2010. – 64 с.
А.В. Горячев, Н.В. Ключ Всё по полочкам. Методические рекомендации к
образовательной программе познавательного развития детей дошкольного возраста.
.- М.: Баласс, 2010. – 64 с.
1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989. Код доступа:
https://bookree.org/reader?file=504079&pg=2
2. Информатика. Энциклопедия для детей. Т. 22_2007 - 618с.. Код доступа:
https://vk.com/doc112594009_437211252?hash=71b6063678e05dec63
3. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М.,
Педагогика, 1999. Код доступа: https://bookree.org/reader?file=591026&pg=1
4. Пионтковская Н.А. Как с компьютером дружить. Учебно-методическое пособие –
М.: СОЛОН-Пресс, 2015. – 96 с. Код доступа: https://mirlib.ru/knigi/deti/156416-kak-skompyuterom-druzhit.html
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, В.Н. Гераськина. Математика шаг за шагом.
Пособие для детей дошкольников. Ч.5. М.: Баласс, 2020. – 80 с
С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, В.Н. Гераськина. Математика шаг за шагом.
Пособие для детей дошкольников. Ч.6. М.: Баласс, 2020. – 80 с
Методические рекомендации по реализации социально-образовательного
проекта «Эколята - дошколята»
А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. Парциальная программа
реакционного туризма для етей старшего дошкольного возраста «Веселый
рюкзачок». – М .: ООО «Русское слово - ученик», 2019. – 80с.
Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа и условия её реализации в
детском саду (для детей 2 – 7 лет). - М.: «Мозаика -Синтез», 2002 –128 с.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»:
О.А. Куревина О.А. Линник Кукла Таня. Учебное пособие по художественноэстетическому развитию детей 3-4 лет- М.: Баласс, 2016. – 86 с
О.А. Куревина О.А. Линник Кукла Таня. Методические рекомендации к обра зовательной программе художественно-эстетического развития детей 3-4 лет. - М.:
Баласс, 2016. – 96 с.
О.А. Куревина Г.Е. Селезнёва Путешествие в прекрасное. Часть 1. Учебное
пособие по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет
О.А. Куревина Г.Е. Селезнёва Путешествие в прекрасное. Часть 2. Учебное
пособие по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. - М.: Баласс, 2014.
– 56 с.
О.А. Куревина Г.Е. Селезнёва Путешествие в прекрасное. Часть 3. Учебное
пособие по художественно-эстетическому развитию детей 6-7(8) лет. - М.: Баласс,
2014. – 56 с.
О.А. Куревина Г.Е. Селезнёва Путешествие в прекрасное. Методические реко мендации к образовательной программе художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста- М.: Баласс, 2014. – 384 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Часть 1
(от 1 до 2). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Часть 2
(от 2 до 3). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Пособие
для дошкольников. Часть 1 (от 3 до 4). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Пособие
для дошкольников. Часть 2 (от 4 до 5). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Пособие
для дошкольников. Часть 3 (от 5 до 6). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование. Пособие
для дошкольников. Часть 4 (от 6 до 7(8). - М.: Баласс, 2019. – 64 с.
Т.А. Котлякова, Е.Я. Фёдорова Разноцветный мир. Игры-рисование.
Методические рекомендации 3 – 7(8). - М.: Баласс, 2019. – 176 с.
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа.
Планирование, методические рекомендации, конспекты занятий. - М.: КарапузДидактика, 2009. — 144 с.
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа.
Планирование, методические рекомендации, конспекты занятий. - М.: КарапузДидактика, 2009. — 144 с
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа.
Планирование, методические рекомендации, конспекты занятий. - М.: КарапузДидактика, 2009. — 152 с
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная
группа. Планирование, методические рекомендации, конспекты занятий. - М.:
Карапуз-Дидактика, 2009. — 168 с
Т. С. Комарова. Развитие художественных способностей/ М, Мозаика – Синтез, 2015.
И.В. Маслова Лепка. Часть 1. Наглядный и раздаточный материал для
дошкольников (3-4 года), - М.: Баласс, 2016. – 10 с.
И.В. Маслова Лепка. Часть 2. Наглядный и раздаточный материал для
дошкольников (4-5 лет). - М.: Баласс, 2016. – 10 с.
И.В. Маслова Лепка. Часть 3. Наглядный и раздаточный материал для
дошкольников (5-7(8) лет). - М.: Баласс, 2016. – 10 с.
И.В. Маслова Аппликация. Часть 1. Раздаточный материал для дошкольников
(3-4 года). - М.: Баласс, 2016. – 64 с.
И.В. Маслова Аппликация. Часть 2. Раздаточный материал для дошкольников
(4-5 лет). - М.: Баласс, 2016. – 64 с.
И.В. Маслова Аппликация. Часть 3. Раздаточный материал для дошкольников
(5-7(8) лет).- М.: Баласс, 2016. – 64 с.
И.В. Маслова Веселая мастерская. Пособие для детей раннего возраста (2 -3
года). - М.: Баласс, 2019.– 80 с.
И.В. Маслова, С.С. Кузнецова. Конструирование из бумаги. Методические
рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми 6-7(8) лет.
Музыкальная деятельность
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день., конспекты музыкальных
занятий (младшая группа). - СП б 6: Композитор, 2002г.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день., конспекты музыкальных
занятий (средняя группа). - СП б 6: Композитор, 2002
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день, конспекты музыкальных
занятий (старшая группа). - СП б 6: Композитор, 2000.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день, конспекты музыкальных
занятий (подготовительная группа). - СП б 6: Композитор, 2002
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Игры, аттракционы, сюрпризы». - СП б 6: Композитор,
2002.
И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных
занятий. – Невская нота, 2010., с. 176.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки», Программа «Ладушки»
Конспекты музыкальных занятий, пособие для музыкальных руководителей
для детей 2 – 7 лет. – Санкт – Петербург, Издательство «Композитор», 2009.
– 176 с.
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»:
Л.И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика (комплексы упражнений) 3-7 лет М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду 3-4 лет./ М, Мозаика-Синтез,
2015.
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду 4-5лет./ М, Мозаика – Синтез,
2015.
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду 5-6лет./ М, Мозаика – Синтез,
2015.
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду 6-7 лет./ М, Мозаика – Синтез,
2015.
Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. / М.: Мозаика-Синтез,
2012.
Н.А. Фомина Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические
рекомендации к образовательной программе физического развития детей
дошкольного возраста. - М.: Баласс, 2016. – 114 с.
С.Я. Лайзане Физическая культура для малышей. – М, Просвещение, 1978. – 116 с.
А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова. Парциальная программа реакционного туризма для
детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок». – 2-е изд. – М.: ООО Русское
слово-учебник, 2019. – 80с.
Методические пособия для решения задач образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие:
Курцева З.И. / Под ред. Т.А. Ладыженской Ты - словечко, я - словечко.
Пособие для дошкольников. В 2 ч. Ч.1 (6 – 7(8) лет). - М.: Баласс, 2018. – 84 с.: ил.
Курцева З.И. / Под ред. Т.А. Ладыженской Ты - словечко, я - словечко.
Пособие для дошкольников. В 2 ч. Ч.2 (6 – 7(8) лет). - М.: Баласс, 2018. – 84 с.: ил.
Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко. Методические рекомендации к
образовательной программе социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста). - М.: Баласс, 2018. – 96 с.
Корепанова М.В., Е.В. Харлампова Это - я. Учебное пособие по социальнокоммуникативному развитию детей 6-7(8) лет). - М.: Баласс, 2007. – 62 с.
Корепанова М.В., Е.В. Харлампова Познаю себя. Методические рекомендации
к образовательной программе социально-коммуникативного развития детей
дошкольного возраста (от 2 месяцев до 8 лет) ). - М.: Баласс, 2007. – 160 с.
Корепанова М.В., Е.В. Харлампова Диагностика развития и воспитания
дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и
родителей). - М.: Баласс, 2005. – 144 с.
Корепанова М.В., Е.В. Харлампова Тестовые задания по диагностике развития
и воспитания дошкольников). - М.: Баласс, 2005. – 36 с.
Основы финансовой грамотности:
Л.Г. Киреева. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и
дидактические игры/ авт.-Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
Т.А. Шорыгина. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ
Сфера, 2009. – 96с.
А.А. Смоленцева. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:
учебно-методическое
Безопасность
Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –
СПб.: «Детство -пресс», 2002. – 144 с.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Рабочая программа по краеведению «Край, в котором я живу» (утверждена
приказом по МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» от 28.07.2023 №33)
2. Технология организации детской игры, представленная авторами программы
«Детский сад 2100».
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
Диагностический инструментарий для выявления целевых групп:
Диагностика детской одаренности
Методика оценки детской одаренности (разработчик А.И. Савенков)
Диагностика адаптации к детскому саду:
А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному
учреждению.
Диагностика познавательных процессов
Метод «корректурных проб» Анфимова-Бурдона
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия.
Тест Торренса «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина).
Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов
детских дошкольных образовательных учреждений Л.Г. Руденко , Н.Н.Павловой.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей под. ред. Е.А. Стребелевой
Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д.
Диагностика предпосылок учебной деятельности и готовности к школе
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.; Гуткина Н.И «Домик»
Беседа о школе Т.А. Нежновой.
«Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга.
Диагностика взаимодействия в дошкольном коллективе
Т.С.Воробьева «Методика диагностики эмоционального благополучия»
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций «Домики», О.А.
Ореховой.
Диагностика свойств личности и эмоционально-волевой сферы
Восьмицветовой тест Люшера.
Методика «Лесенка». В.Г. Щур.
«Тест тревожности» Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).
Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой.
«Кактус» Панфилова М.А.
А.Л.Венгер «Несуществующее животное»
Диагностика семейных отношений
Проективная методика «Рисунок семьи» Венгер А.Л.
«Семья в образе животных»
«Опросник родительского отношения» Столин В.В., Варга А.Я
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
Тест семейная социограмма Эйдемилира.
Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционноразвивающих и просветительских задач программы КРР:
Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических
занятий для дошкольников 3 – 7 лет / Н.Ю. Куражева [и др.]; – СПб.: Речь, 2014. – 208 с.
Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст. Питер,
2009
Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7
лет. Аркти, 2017
Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). УЦ
«Перспектива», 2009
Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.
Речь, 2007
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, 2Издательство ГНОМ и
Д»,2005
Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Речь,2008
Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских
отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить
проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт Психотерапии, 2002
Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. Весь, 2001.
Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию
детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
Практическая психология образования / Под ред.И.В. Дубровиной. Сфера,1997.
Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога. Феникс,2004.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Мозаика-Синтез,2006.
Степанов С.С.Азбука детской психологии. Сфера,2004.
Логопедическая работа
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико - фонематического недоразвития у детей», М.: 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программа логопедической работы
по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н.Д. «Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Нищева Н.В., Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке (Лесные
истории). Учебное пособие по речевому развитию детей 3—4 лет. - М.: Баласс, 2017.
– 38 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке (Лесные истории).
Приложение к учебному пособию. Наглядный и раздаточный материал для
дошкольников (карточки и схемы) - М.: Баласс, 2014. – 24 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Часть 1. Учебное
пособие по речевому развитию детей 4-5 лет- М.: Баласс, 2017. – 40 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Часть 2. Учебное
пособие по речевому развитию детей 4-5 лет. - М.: Баласс, 2017. – 42 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Часть 3. Учебное
пособие по речевому развитию детей 5-6 лет. - М.: Баласс, 2017. – 40 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Часть 4. Учебное
пособие по речевому развитию детей 6-7(8) лет- М.: Баласс, 2017. – 40 с.
Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к
образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. - М.:
Баласс, 2017. – 524 с.
Т.Р. Кислова, А.В. Иванова По дороге к Азбуке. Часть 5. Учебное пособие для
логопедических групп по речевому развитию детей 6-7(8) лет- М.: Баласс, 2016. – 48
с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Наглядный материал по речевому
развитию дошкольников (4-7(8) лет). Часть 1. Предлоги. Приложение к учебному
пособию «По дороге к Азбуке» - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Наглядный материал по речевому развитию дошкольников (4-7(8) лет). Часть
2. Предложения и устные рассказы. Приложение к учебному пособию «По дороге к
Азбуке» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Наглядный материал по речевому
развитию дошкольников (5-7(8) лет). Часть 3. Карточки для звукового и слогового
анализа слов. Приложение к учебному пособию «По дороге к Азбуке» . - М.: Баласс,
2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Наши прописи. Часть 1. Учебное
пособие по речевому развитию детей 5-6 лет (к 3-й части учебного пособия «По
дороге к Азбуке») . - М.: Баласс, 2010. – 32 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Наши прописи. Часть 2. Учебное
пособие по речевому развитию детей 6-7(8) лет (к 4-й части учебного пособия «По
дороге к Азбуке») . - М.: Баласс, 2010. – 32 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 1. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок для
составления устных рассказов. - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 2. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Звери и их детёныши, схемы для
составления устных рассказов. - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 3. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок-иллюстраций
к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок». - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 4. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок-иллюстраций
к сказкам «Курочка Ряба», «Коза-дереза», «Гуси-лебеди» . - М.: Баласс, 2006. – 32 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 5. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок-иллюстраций
к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль» . - М.:
Баласс, 2006. – 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 6. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок-иллюстраций
к сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Каша из топора» . - М.: Баласс, 2006.
– 48 с.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Развитие речи. Часть 7. Наглядный и
раздаточный материал для детей 3-7(8) лет. Серии сюжетных картинок-иллюстраций
к сказкам «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Соломенный бычок смоляной бочок», «Волк и семеро козлят» . - М.: Баласс, 2006. – 48 с.
Т.Р. Кислова,М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 1. Визит Феи осеннего
леса. Забавы Зимушки-зимы. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников.
– М.: Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова,М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 2. Весенние превращения
Снегурочки. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. - М.: Баласс,
2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 3. Летний сон
Дюймовочки. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. - М.: Баласс,
2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 4. Путешествие
Белоснежки и гномов по волшебному замку (Дни недели). Наглядный и раздат очный
материал для дошкольников.- М.: Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 5. Большое
транспортное путешествие (Транспорт). Наглядный и раздаточный материал для
дошкольников. - М.: Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 6. Лесные звери, или
По следам Колобка. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. - М.:
Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 7. Воспоминания о
необыкновенном путешествии Нильса с дикими гусями. Наглядный и раздаточный
материал для дошкольников. - М.: Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова,М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 8. История о том, как
Людвиг Четырнадцатый пробрался на ферму. Наглядный и раздаточный материал
для дошкольников. - М.: Баласс, 2007. – 40 с.
Т.Р. Кислова,М.Ю. Вишневская Речевые досуги. Часть 9. Такие разные
профессии. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. - М.: Баласс,
2007. – 40 с.
Н.А. Горлова, О.А. Горлова Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с методическими рекомендациями.- М.:
Баласс, 2014. – 160 с.
Е.М. Гончарова Азбука в стихах. Тетрадь для раскрашивания и штриховки для
детей 5-7(8) лет. - М.: Баласс, 2009. – 32 с.
И.Ю. Синицына Буква-озорница. Весёлые загадки для детей, которые уже
умеют читать. Вып. 1. - М.: Баласс, 2010. – 30 с.
И.Ю. Синицына Буква-озорница. Весёлые загадки для детей, которые уже
умеют читать. Вып. 2. - М.: Баласс, 2010. – 32 с.
О.С. Ушакова Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебнометодическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 288 с.
Ушакова О.С., Артюхова И.С. Развитие речи. Игры и конспекты занятий. Вторая
младшая группа детского сада
Ушакова О.С., Артюхова И.С. Развитие речи. Игры и конспекты занятий. Средняя
группа детского сада
Ушакова О.С., Артюхова И.С. Развитие речи. Игры и конспекты занятий. Старшая
группа детского сада
Ушакова О.С., Артюхова И.С. Развитие речи. Игры и конспекты занятий.
Подготовительная группа детского сада
О.В. Чиндилова А.В. Баденова Наши книжки. Часть 1. Учебное пособие по
художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. - М.: Баласс, 2016. – 64 с.
О.В. Чиндилова А.В. Баденова Наши книжки. Часть 2. Учебное пособие по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. - М.: Баласс, 2016. – 96 с.
О.В. Чиндилова А.В. Баденова Наши книжки. Часть 3. Учебное пособие по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. - М.: Баласс, 2016. – 80 с.
О.В. Чиндилова А.В. Баденова Наши книжки. Часть 4. Учебное пособие по художественно-эстетическому развитию детей 6-7(8) лет. - М.: Баласс, 2016. – 112 с
Р.Н. Бунеев. Обучение смысловому чтению. Экспедиции к неизведанным
островам:
методические
рекомендации
по
организации
образовательной
деятельности детей 6 – 7 (8) лет. – Москва: Баласс, 2021. – 112 с.
Р.Н. Бунеев. Обучение смысловому чтению. Экспедиции к неизведанным
островам: пособие для детей 6 – 7 (8) лет. – Москва: Баласс, 2021. – 62 с.