М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 4 «Ромашка» города Белева Тульской области
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Учреяедения
«5» мая 2015 г. Протокол № 4
УТВЕРЖ ДЕНО
Заведующ ая М БДОУ
«Детский сад №4 «Ромашка»
приказ Ш1С от/ - .3
Е.А. Жарова
2015 г
Положение
об организации развивающей предметно - пространственной
среды в муниципальном бюджетной дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад №4 «Ромашка»
города Белева Тульской области.
1. Общие положения
1.1.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями* участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем,
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
1.2.
' Нормативно-правовые основы разработки Положения об организации
развивающей предметно-пространственной среды в муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Ромашка» города
Белева Тульской области (далее - МДОУ):
•
•
•
•
•
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде
рального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде
миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых
помещениях жилищного фонда»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая
Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вме
сте с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр
и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической
экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников
дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической
ценности игр и игрушек"»);
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для
детей»;
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении
Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в семье».
2. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ (группы, кабинета,
участка) щ материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
, возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.
2.2.Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ должна обеспечивать
возможность двигательной активности, общения и совместной деятельности детей
и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах,
а также возможности для уединения.
2.3.Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ должна обеспечивать:
- реализацию
различных
образовательных
программ,
используемых
в
образовательном процессе МДОУ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
2.4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
3.1. Предметная среда ДОУ должна обеспечивать и гарантировать:
У охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому
достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать
положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с
другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и
способностях;
У максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ,
группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации
Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития;
У построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста,
так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
У создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непре
рывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических
работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и
профессиональных потребностей и мотивов;
У открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей)
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания,
охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных
инициатив внутри семьи;
У построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учи
тывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и
индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей);
У- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадле
жащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья.
^
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе тех
нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
^ трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возмож
ностей детей;
^ полифункционалъной - обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм,
в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
У доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, по
собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как
санитарно эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности.
3.3. Образовательное пространство МДОУ должно быть оснащено средствами обучения
(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными,
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
3.4. Организация образовательного пространства и разнообразие
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
материалов,
-
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциойальное
благополучие детей
во
взаимодействии
с предметно' пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
I
4. Организация пространства
=> Организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать
многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного
изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать
возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и
эмоционального благополучия.
=> Использование технических средств в помещениях ДОУ должно быть адапти
руемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и
основано на систематическом использовании различных средств информационно
образовательных технологий (ИОТ).
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств
(зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора
детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в
зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных
особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при
помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные
передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и
знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо
обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.
Следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для
возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной
самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание
РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих
материалов