Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования (далее - ДО) и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений:
9. Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Образовательная программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество образовательной организации с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей
Принципы и подходы к формированию Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений:
11) поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
12) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
13) сетевое взаимодействие с организациями образования, культуры, здоровоохранения и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития.
14) развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
15) Личностно ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития.
Специфика содержания дошкольного образования с опорой на личностно ориентированный подход заключается в следующем:
• элементом отбора содержания дошкольного образования становятся такие ориентации для личности, которые дают ей ценностный, жизненный опыт, и знание — его часть;
• отбор содержания дошкольного образования осуществляется на основе совместной деятельности педагога и воспитанника, на основе диалога, который выступает как способ существования субъектов в образовательной среде, упор делается на конструирование личностного знания и опыта;
• стирается грань между содержательным и процессуальным аспектами дошкольного образования: процесс (диалог, поиск, исследование, творчество, игра) становится источником личностного опыта;
• создаются установки на творчество; способность к творчеству будет проявляться у современных дошкольников, если систематически и целенаправленно развивать у них творческое мышление, так как оно пробуждает инициативу и самостоятельность в решении жизненных и познавательных проблем, привычку к свободному самовыражению, совершенствует нравственные качества, обеспечивает самореализацию личности в дальнейшей жизнедеятельности;
• педагог дошкольного образования востребован как личность, как равноправный партнёр, его внутренний мир становится частью содержания образования.
16) принцип минимакса заключается в том, что педагог предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума.
17) разновозрастной принцип комплектования групп (двувозрастной).
Стиль воспитания направлен на становление отношений сопричастности у детей разного возраста, сочетать в себе:
- высокую включенность, позволяющую понимать актуальные запросы развития каждого ребенка;
- организацию разновозрастного сообщества детей с учетом этих запросов;
- поддержку детской активности, инициативы для возможности проявления индивидуальности и творческого начала каждого ребенка;
- направленность на детскую общность.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
Режим работы образовательной организации: (10,5 часов) понедельник -пятница 7.30. – 18.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Основной структурной единицей образовательной организации является группа детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Основными участниками реализации Программы дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги, организации-партнеры.